Компания Атолл

Компьютеризация флота
Интервью на радиостанции ТИХИЙ ОКЕАН
от 30.05.05 г.

<< главная

ФЛОТЭКСПЕРТ
архив статей

N5 2005

N1 2004
N2 2004
N3 2004
N4 2004
N5 2004
N6 2004



N3 2003
N4 2003
N5 2003
N6 2003
N7 2003

Публикации

СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОРЕМОНТ
ВРЕМЯ БЫТЬ ПАТРИОТАМИ
(продолжение, начало см. Интервью на радиостанции ТИХИЙ ОКЕАН и "Флотэксперт" №3-2005)

    Из интервью главного инженера компании "ТУРНИФ" Юрия Павловича Торникова (Ю.П.). радиостанции "Тихий Океан". С Юрием Павловичем беседовала ведущая Приморского радио и радиостанции "Тихий Океан" Наталья Георгиевна Орлова (Н.Г.). В беседе также принял участие Юрий Анатольевич Глазырин (Ю.А.), директор "Компании Атолл".

Н.Г. - Экономика нашего края связана в основном с морем, здесь находится рыбацкий, торговый, военный и научно-исследовательский флот, а каждому судну требуется ремонт - текущий, плановый, капитальный. "Лечат" флот на судоремонтных предприятиях края. Каково сегодня положение дел на этих предприятиях, каковы их перспективы. Рассказывает наш корреспондент Анатолий Матвиенко (А.М.)
А.М. - Только в прошлом году на всех судоремонтных заводах Приморского края было отремонтировано ни много - ни мало 503 судна. Выполнено работ на 1 млрд. 560 млн. рублей, что выше уровня 2003 г. На 27 % выросли налоговые платежи судоремонтного комплекса Приморья. Средняя заработная плата в отрасли составила 7,5 тысяч рублей, рост по сравнению с 2003 г. на 25 %. Самые высокие экономические показатели за прошлый год на Славянском и Находкинском СРЗ.
   
На одном из совещаний в администрации края был обсужден вопрос о создании в крае судоремонтного консорциума, в который предполагается включить судоремонтные, судостроительные и машиностроительные предприятия края. По мнению администрации края, консорциум позволит производителям наиболее активно участвовать в разработке и освоении нефти и газа на Сахалинском шельфе и не остаться в стороне от грандиозной стройки - нефтепровода Ангарск - бухта Перевозная. Участие в этих важнейших для экономики Дальнего Востока проектах предприятий Приморья приведет к созданию дополнительных рабочих мест, увеличению заработной платы, качественному повышению жизненного уровня жителей края. Для финансовой поддержки, создаваемого консорциума будет создан стабилизационный внебюджетный фонд. Планируется, что в консорциум войдут заводы: "Звезда", "Аскольд", "Варяг", Восточная верфь, "Эра", Славянский СРЗ и ряд других предприятий края. Администрация края заверила участников совещания, что участникам консорциума будет оказана необходимая помощь.
Н.Г. - Недавно в программе нашей радиостанции, была затронута проблема применения в судоремонте информационных технологий. И если сегодня мы говорим о возрождении отечественного судоремонта, то речь идет вовсе не о том, чтобы восстановить его в прежнюю структуру, когда каждое ведомство обзаводилось собственным судоремонтным предприятием, и придерживалось своих собственных нормативов. Сегодня для предприятий, имеющих свой флот это слишком большая роскошь. Все согласны с тем, что если уж восстанавливать отрасль, то на более высоком уровне. Мы продолжаем беседу об этом с главным инженером компании "ТУРНИФ" Юрием Павловичем Торниковым и директором "Компании "Атолл" Юрием Анатольевичем Глазыриным.
Ю.А. - Суть партнерства "Компании "Атолл" с судовладельцами - компьютеризация, автоматизация судоремонта, подготовка документации на уровне договоренности судовладельца и исполнителя - судоремонтного предприятия.
Ю.П. - Это решение комплекса вопросов, связанных с объемами, с ценовой политикой, договорами, ремонтными ведомостями, то есть для упорядочивания, подготовки всех этих документов и подготовки пароходов для постановки в завод с полной документацией.
Ю.А. - Собственно говоря, мы этим занимаемся с 2000 г., а сам проект появился в 1992 г., но то время не было благоприятным для нашей промышленности. А вот с 2000 г. интерес появился.
Ю.П. - Судоремонт начал развиваться, становиться на ноги. Естественно, потребовались первоначальные документы - источники ценообразования. Поскольку государство, как бы устранилось от этой проблемы, то заниматься ей пришлось частным структурам, в частности, "Компании "Атолл".
Ю.А. - Интерес к компьютеризации у предприятий поднялся в 2003 г., но готовность к внедрению появилась только сейчас. Потому, что оказалось, что кроме компьютеров к этому должен быть подготовлен и русский менталитет. Кроме того из судоремонтной отрасли поуходили, специалисты, профессионалы, которые назубок знали и все нормативные документы и организацию работ. А новое поколение, которое пришло им на смену, оказалось не очень готовым к этим вопросам. Технология, организация производства судоремонтных работ, подготовка кадров у нас упали. Но теперь при помощи компьютеров имеется возможность базы данных, базы знаний применять в своей работе. Есть и еще одна проблема - рост цен на материалы, применяемые в судоремонте. Это большая головная боль.
Ю.П. - Самое главное в бизнесе - это доверительные отношения между заказчиком и судоремонтным предприятием. Раньше бывали случаи, когда заводы так накручивали цены, что стоимость ремонта судна становилась баснословной. И пароход оставалось оставить у причала.
   
Все упирается в то, что там, где государство не вмешивается, не регулирует производство, там возникает почва для махинаций и обманов. То есть, при участии и контроле со стороны администрации края необходимо создать единую открытую ценовую базу, общедоступную как для заказчиков, так и для заводов. При этом надо создать условия защиты рынка судоремонтных услуг от ценовой монополии.
Ю.А. - Новые компьютерные технологии начинают помогать. Большие объемы информации можно перерабатывать разным образом и применять действующие, текущие цены и формировать договорную стоимость судоремонта. На уровне согласования ремонта уже можно говорить о сроках и технологии, требуемой от нас Морским Регистром - это обеспечение живучести судна. Если своевременно, правильно и качественно написана подготовительно-технологическая документация, то можно качественно подготовить производство, инструмент, материалы, специалистов, графики проведения работ. К тому же, у судовладельца появляется возможность спланировать ввод судна в эксплуатацию, подготовить хорошие рейсы.
Н.Г. - Продолжая тему судоремонта, давайте остановимся на такой актуальной проблеме, как кадры. Получается так, что наши специалисты сейчас востребованы за рубежом, где ремонтируют наши же суда, в то время, как здесь простаивают сложные станки, к которым, попросту, некому подступиться.
   
Как Вы решаете кадровые вопросы, если сейчас судоремонтники работают за рубежом?
Ю.П. - Вы хотите, чтобы "ТУРНИФ" забрал этих людей к себе? Но ведь люди свободны в своем выборе, они где хотят, там и работают, чаще всего, там, где больше платят. Можно сказать, что сегодня у нас имеется переизбыток рабочей силы и переизбыток судоремонтных заводов, поэтому есть выбор. У нас есть огромный выбор, именно людей.
Н.Г. - Требуется ли переучивание персонала?
Ю.П. - Сейчас, кстати, уже на уровне президента подняли вопрос, что стране необходимы инженеры. Хватит экономистов, бухгалтеров, юристов. Нужны специалисты - инженеры, и не общего профиля, как это было, а узкой специализации. А молодежь у нас очень талантливая: сейчас у меня работают молодые специалисты, которые за год впитывают столько, что мне понадобилось бы на это три-четыре года. И для этого они используют именно новейшие информационные технологии. Но имеются у меня и старые кадры, которым есть чему научить молодежь, передать чисто практический опыт.
   
На Дальзаводе есть уникальный станок "Шкода", который шлифует, точит, протачивает очень большие детали, а специалисты-старички ушли. Дело доходит до того, что приходится искать по городу этих пенсионеров, чтобы станок заработал. Надо, чтобы они обучали молодежь.
   
Тоже самое касается и проточки таких серьезных деталей как коленчатые валы.
   
Это уникальные работы, где нужны и профессиональные навыки, которым за год-два человека не обучишь. Требуется, чтобы человек этим занимался лет пять-шесть, да еще и способности у него должны быть. Вот такие специальности и надо возрождать, без этого не будет у нас ничего, не только судоремонта. Нужны умные, толковые рабочие руки, ну и, естественно, надо платить ребятам так, чтобы они чувствовали, что не зря работают, что они нужны. Я знаю, что на заводах в Корее и Португалии классный специалист уровня 5-6 разряда (сварщик, слесарь-дизелист) зарабатывает от трех до пяти тысяч долларов. И, может быть, это правильно. Кое-что ведь людям дается "от бога". Кто-то там хороший артист, а этот - прекрасный сварщик. И значимость таких людей, их роль в обществе нужно повышать, они нам очень нужны и простой советский (российский) инженер, и квалифицированный рабочий.

Интервью печатается с согласия радиостанции "Тихий Океан"
СПРАВКА:
   
Радиостанция "Тихий Океан" ведет передачи в диапазоне средних волн на частоте - 810 кГц и в диапазоне коротких волн - 12065 кГц ежедневно, с 19:35 до 20:00 по Владивостокскому времени. Зона вещания: Приморский, Хабаровский край, Сахалин, Курилы, Камчатка, на Охотское и Японское море.

АДРЕС РАДИОСТАНЦИИ:
690950, Владивосток, ул.Уборевича, 20-А, "Тихий Океан".
Тел (4232) 22-34-54
deeva@ptr-vlad.ru


TopList