at_log.jpg (2429 bytes)

ПУБЛИКАЦИИ
Информационная безопасность в Internet
Использование компьютерных программ.
Комплексная автоматизированная система МАРТ
The complex automated system MART (English)
Обращение к морским специалистам, судовладельцам и судоремонтникам
Эффективность от внедрения системы МАРТ в судоремонте
Компьютеризация флота (статьи в журнале ФЛОТЭКСПЕРТ)


<
Назад


Top.Mail.Ru

Top.Mail.Ru

Комплексная автоматизированная система формирования и обработки сметно-заказной и договорной документации на производство судоремонтных работ

(МАРТ)

Глазырин Ю.А.

В настоящее время, подготовка и работа с судовой документацией принимает новые формы. Командный состав судна понимает, что в новых экономических условиях повышается персональная ответственность за технически грамотно составленные документы, будь то судовая роль, заявка на продовольственное и техническое снабжение, грузовой план или ремонтная ведомость. Во всех случаях, любая допущенная неточность или не полная информация приводит к серьезным последствиям.
Для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судовых технических средств и конструкций проводятся ремонтно-восстановительные работы без вывода и с выводом судна из эксплуатации.
От того, как подготовлен к ремонту объект и на сколько грамотно составлена вся техническая ремонтная документация на судно, зависит оперативность расчета стоимости и определение сроков ремонта судна.
Сегодня подготовка ремонтной документации ведется различными способами: рукописным, на пишущей машинке, на компьютере набранной в текстовом редакторе или в электронной таблице. Во всех случаях, этот документ принимается к рассмотрению исполнителем работ, и после оформления ряда формальных документов является юридическим документом. Какой бы ни был перечень работ, это ремонтная ведомость, ясность и полнота техническими данными о заявленных объектах на ремонт, не зависят от того, как и чем оформлен этот документ.
Рассмотрим более подробно структурное взаимодействие субъектов, относительно друг друга по вопросам подготовки, обработки и обмена ремонтной документацией.
Судовладелец имеет, как правило, по несколько судов. Техническое состояние каждого из них требуется поддерживать и отслеживать одновременно на всех. Информация стекается в службу по всему флоту.
В рыночных условиях экономические показатели предприятий позволяют судовладельцу и СРЗ определять наиболее подходящего партнера, главное чтобы было выгодно обеим сторонам и выдерживались договорные отношения. Поэтому, Судовладелец подготавливает и отправляет свои предложения на ремонт судна в несколько предприятий (СРЗ).
После проработки заявки каждый из предполагаемых исполнителей стремится получить и оформить заказ.
Если принять во внимание тот факт, что на территории только одного порта Владивосток находится не один десяток судовладельцев, судоходных компаний и судоремонтных предприятий, то можно представить на сколько необходима оперативность и качественное содержание технической документации для обеспечения надежности работы флота.
Необходимо учесть и экономические интересы партнеров. Судовладелец заинтересован отремонтировать судно в полном требуемом объеме в короткие сроки и с наименьшими затратами, а СРЗ в свою очередь, готов ремонтировать столько, сколько заказчик будет оплачивать работы по выставленным счетам.
За каждой цифрой заказной документации стоят подписи, наделенных большим практическим опытом руководителей. В их подчинении находятся грамотные, отвечающие за свою работу специалисты. Судовладелец обеспечивает технически работоспособное состояние судового оборудования и судна в целом. СРЗ обеспечивает рабочими местами специалистов судоремонтников. Все выполняют свою работу.
Все суда имеют типовые классификаторы узлов и устройств, изготовленных из стандартных материалов, применяемых в машиностроении и кораблестроении. Износ и повреждения механизмов, так же одинаковы для любого типа судна. Об этом написано множество трудов.
Как мы отметили, вся информация поступает в технические службы судовладельца см. рисунок 1.

Рис.1.

Независимо о того, служба какого именно пароходства, судоходной компании изображена на рисунке, указанные функции отделов, в той или иной степени, выполняются.
При подготовке судна к ремонту с выводом из эксплуатации, предварительные данные по объемам работ передаются на судоремонтные заводы. Попав в завод или на любое другое судоремонтное предприятие, заявочная ремонтная ведомость проходит проработку на предмет определения предварительной стоимости договора по сложившимся или будущим затратам предприятия. Можно рассмотреть некоторые основные подразделения, см. рисунок 2.

 

Рис. 2.

 

Данная схема показывает, что в работу над заявкой вступает не одна служба. Только в случаях с небольшими или типовыми заказами может все решиться одним телефонным переговором между руководителями. В других случаях требуется тщательный расчет и согласование с заинтересованными службами.

    • В процессе ремонта судна возникает масса различных ситуаций влияющих на изменения объемов и сроков работ. Причин на это достаточно много. Причины можно классифицировать на технические и организационные, зависящие от заказчика или исполнителя.

Механик большую часть времени проводит в море, а в порту основное рабочее (и не рабочее) время отдается подготовке оборудования МКО. На тщательную проработку документации времени не достаточно.

Применялись попытки разработок автономных программ, решающих задачи для частных случаев. На рынке программных продуктов разработки для промышленных предприятий можно найти только у зарубежных производителей. Соответственно все программные продукты требуют адаптации и привязки к условиям пользователя. А также требуется дополнительные работы по обследованию, доработке, обучению и обслуживанию разработчиком по выставленным разработчиком соответствующих счетов по международным расценкам.

В начале 80-х годов, для больших ЕС ЭВМ были разработаны системы расчетов смет на ремонт судов. Эта система называлась АСОЗД и была разработана на Рижском СРЗ по заданию ММФ СССР. В основе ее лежал прейскурант оптовых цен на ремонт комплектов и узлов судна № 26-05-24 ММФ СССР (Москва1991г). Этот прейскурант был обязателен к применению на всех судоремонтных заводах системы ММФ. Министерство рыбного хозяйства использовало на своих судоремонтных предприятиях собственный прейскурант. Так же и Министерство обороны СССР применяло свой. Но последние два на ЭВМ не применялись.

К сожалению, на сегодняшний день, отечественных программных продуктов, решающих задачи судоремонта в комплексе нет.

В ДВГМА разработан проект и имеются компьютерные программы, решающие некоторые из описанных выше задач в комплексе и автономно. Полное наименование программного продукта: "Комплексная автоматизированная система формирования и обработки сметно-заказной и договорной документации на производство судоремонтных работ" (МАРТ)

Проект включает в себя решение максимального количества задач управления производством, формирования оперативной, технологической и отчетной документации судоремонтного предприятия. Это возможность автоматизации от 3-х до 25 рабочих мест в структурной схеме любого СРЗ. (О сокращении штатной численности подразделений или переводе сотрудников на другие направления, в связи с переводом функций на машинную обработку, решение принимает руководство предприятия).

Основной задачей проекта является снижение затрат и потерь времени в процессе подготовки и при производстве судоремонта, как для Заказчика (судовладельца), так и для Исполнителя работ (судоремонтного предприятия).

Проект МАРТ разрабатывается с 1991 года. Включает в себя опыт работы многих структур судоремонтного предприятия, опыт эксплуатационников судового оборудования и служб берегового технического обеспечения компаний судовладельцев. При подготовке постановочных материалов были проведены согласования с ведущими специалистами предприятий Дальнего Востока, это ДВМП, ПМП, ДМП, Владивостокский СРЗ, Находкинский СРЗ, Славянский СРЗ, Первомайский СРЗ, ДВГМА.

Программы первой версии проекта в промышленную эксплуатацию не вступили по причинам отсутствия возможности автоматизации производства на ВСРЗ, где в то время работал автор. Однако в подразделениях бухгалтерии продолжали функционировать отдельные элементы системы до середины 1999 года (задачи материального учета и задачи финансовой группы). По истечению длительного срока изменились требования к программному обеспечению, к сетевым задачам и соответственно аппаратной части. Это стало причиной пересмотра программной платформы основных модулей системы.

Большинство предприятий в той или иной степени ведут работу на компьютерах и имеют достаточное количество информации накопленное за продолжительное время. Для обеспечения совместимости различных систем была выбрана платформа, способная воспринимать различные форматы данных, включая DBF, XLS.

Основные принципы работы с программой соответствуют единым стандартным требованиям, предъявляемым к программам, предназначенным к использованию под управлением систем MS Windows 95/98/NT. Обязательным условием является надежная и стабильная работа сетевого оборудования и системного программного обеспечения. Так же, к пользователям системы предъявляются особые требования, они будут перечислены ниже.

Поэтапная разработка и внедрение отдельных элементов проекта в виде АРМ в условиях реального производственного процесса, позволила определить и решить первоочередные задачи. Весь проект разбит на несколько групп задач, применительно к выполняемым функциям сотрудников структурных подразделений.

Подготовлены к эксплуатации два модуля системы МАРТ: МАРТ-ЗАКАЗ и МАРТ-СМЕТА. Эти модули являются элементами сетевого комплекса, объединяющего задачи судоремонтного предприятия.

На первом месте стоят задачи подразделений, отвечающих за формирование и ведение единых информационных источников всего предприятия, а так же, осуществляющих прямую связь завода с Заказчиком (поставщиком). Такая группа объединена в модуль МАРТ-ЗАКАЗ. Это задачи по формированию единой базы объектов работ (Судно), базы основных данных по судовладельцам – потенциальным Заказчикам (Клиент) и наконец, главный справочник любого производственного подразделения предприятия, это список действующих Заказов (Журнал Заказов). Кроме этого, для руководства предприятия в этой системе сформирован справочник по Договорам (Журнал Договоров).

Так же, подготовлен ряд первоочередных выходных отчетных форм на основании внесенных данных. Эти формы соответствуют действующим документам и их перечень может быть дополнен или сами формы могут быть заменены без изменений основного загрузочного модуля. Кроме этого, полнота информации системы позволяет создавать новые, ранее не существующие формы оперативных документов, такие как список судов, срок следующего ремонта которых соответствует дате запроса пользователя. Этот документ стал важен для подготовки переговорного процесса Завода с Судовладельцем.

Не менее важной задачей является формирование исполнительной сметы на производство судоремонтных работ по судну. Группу задач по выполнению этой работы объединяет модуль МАРТ-СМЕТА. Модуль МАРТ-СМЕТА предназначен для формирования и расчетов ведомостей-смет на проведение судоремонтных работ, а также заказ-нарядов и смет на заказы по производственной программе СРЗ.

По сути, программа решает не только задачи по подготовке исполнительной Сметы. Она задумана для подготовки предварительного расчета смет на все виды работ и определение предварительной контрактной (договорной) стоимости ремонта судна. Для реального завода важны две вещи: а) предварительный расчет, для уточнения и согласования объемов работ с Заказчиком, выдача данных по стоимости работ и материалов в подразделения для загрузки и начала проведения работ; б) подготовка отчетных документов для бухгалтерии Завода и Судовладельца.

В первом случае это множество вариантов Ведомостей-смет для технологов, строителей на которых делается большое количество уточняющих пометок и ставятся согласующие подписи сторон, как на против каждого пункта смет, так и на итоговой странице. Это отредактированные варианты расцеховочных Ведомостей-смет, которые выдаются в цеха – исполнители работ строителем. Это Заказ наряды на проведение отдельных работ по судну.

Во втором случае, это только три документа, являющихся окончательными: Ведомость-смета на проведение судоремонтных работ по заказу (“чистовик”), сводный расчет по заказу (бывшая сводная калькуляция) и титульный лист сметы.

Для подготовки этих документов используется заводской прейскурант на ремонт узлов устройств и механизмов судна, в который включены все виды работ и укрупненных комплектов работ, производимые на данном предприятии. Прейскурант является параметрическим, что позволяет производить расчет одной работы с учетом различных технических показателей и характеристик. В зависимости от условий выполнения типовых работ, системой предусмотрено применение дополнительных коэффициентов, использующихся в прейскуранте, как примечание. (Именно эти показатели, как правило, не принимаются во внимание судовладельцами, что приводит к неточностям в определении стоимости работ на первых этапах подготовки Ремонтных Ведомостей.)

В процессе подготовки или корректировки созданной Сметы, на основании согласования объемов и стоимости работ с заказчиком, система предусматривает использование: а) работы, не включенной в прейскурант завода; б) индивидуальных коэффициентов к стоимости работ и стоимости материалов к отдельной работе; в) индивидуальный (“свой”) коэффициент условий работ; г) индивидуальных коэффициентов к стоимости работ и стоимости материалов к Смете в целом.

"Журнал Заказов" связан с программой формирования смет на ремонт судов, таким образом, что номера заказов и вся информация по объектам доступна к использованию в модуле МАРТ-СМЕТА, а итоговые расчеты стоимости ремонта заносятся автоматически в соответствующие графы таблицы справочника заказов после принятия решения службами завода.

Для использования информации, находящейся в справочнике заказов, другими службами и подразделениями заводоуправления, системой предусмотрена процедура импорта - экспорта данных. Обмен данными между системами формирования сметно-заказной документации и системой бухгалтерского учета, осуществлен путем передачи - приема и обработки справочников в виде файлов в формате с определенной структурой. Процедура обмена производится под контролем администратора Баз Данных, что повышает ответственность за корректную работу объединенных справочников. Предусмотрено автоматическое замещение данных в заданном временном интервале, который может быть включен по усмотрению администратора системы (данный режим, в целях безопасности работы системы в условиях регулярных не штатных отключений питания, принят не целесообразным).

В ближайшее время планируется разработать и дополнить линейку комплекса МАРТ группой программ, позволяющих подготовить такие документы, как: ПЛАН ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, ВЕДОМОСТЬ НЕЗАВЕРШЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, РЕМОНТНАЯ ВЕДОМОСТЬ, СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ НА МАТЕРИАЛЫ ПО СМЕТЕ, СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО СУДНУ, СЕТЕВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАБОТ ПО СУДНУ, ТЕХПРОМФИНПЛАН (БИЗНЕСПЛАН) СУДОРЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

Внедрение организационно-технических мероприятий с применением обрабатываемой информации в системе МАРТ в отдельных подразделениях ВСРЗ в период разработки проекта, показало на практике экономическую эффективность. Ниже приводятся следующие выводы.

    1. При использовании системы эксплуатационники освобождаются от рутинной работы по составлению Ремонтной ведомости.
    2. Проработка РВ технологами и службами технической эксплуатации флота значительно сокращается, что позволит заниматься другими объектами или другой полезной деятельностью.
    3. Сроки обработки и утверждения заявочной документации на ремонт судна сокращаются с двух до одной недели.
    4. Предремонтная дефектация производится до начала ремонтных работ с подготовкой схем проведения работ и разработкой сетевых графиков.
    5. Учет фактических затрат, оформление платежных документов производится автоматически, сводя к нулю затраты времени.
    6. Используя предлагаемую систему, сроки ремонта могут быть сокращены на 25 - 50 % , что позволит использовать ресурсы на получение дополнительной прибыли.
    7. Сокращение сроков работ позволит сократить косвенные расходы предприятия, соответственно сокращается стоимость ремонта судов на 15 - 25 %.
    8. При сокращении сроков и стоимости ремонта, используя информационные системы, обеспечивается постоянная загрузка предприятия.

Таким образом, начата разработка и внедрение реального программного продукта, баз данных для обработки сметно-заказной документации на ремонт флота.

Разработка программы и БД основывается на принципах подготовки Ремонтной ведомости, которая лежит в основе всех документов каждого из участников переговорного процесса.

Комплекс МАРТ становится поддержкой автоматизированных систем, используемых на Судне, у Судовладельца и на Судоремонтном предприятии. Речь идет об использовании типовых программных продуктах, типовых структурах БД и единых классификаторах, применяемых на флоте. Вся коммерческая информация, которая по усмотрению клиента комплекса является закрытой, остается на сопровождении у клиента.

Подготовка морских специалистов в ДВГМА на базе учебных модулей автоматизированной системы МАРТ позволит внедрять современные компьютерные технологии на судах и береговых предприятиях. Кроме этого комплексное развитие системы будет продолжаться вместе с развитием этих предприятий. Разработку будут вести подготовленные молодые специалисты.

В связи с тем, что любое промышленное программное обеспечение решает производственные задачи, какой является данная система, настоящий материал содержит не полный перечень возможностей и отсутствует подробное описание структур и экранных форм. По вопросам проекта и работы системы МАРТ обращаться к автору проекта.

Использованная литература:

    1. Рукописи по автоматизированной системе МАРТ, Глазырин Ю.А. a 1992-2000 г. Владивосток.